Цветовой скин

img img img img img img
Меню
Сайт любителей длительных велопрогулок

ВКонтакте

Посетите нашу страницу в ВКонтакте.

Facebook

Посетите нашу страницу в Facebook.

Твиттер

Посетите нашу страницу в Твиттере.

Инстаграм

Посетите нашу страницу в Инстаграме.

Страва

Посетите нашу страницу в Страве.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПАРИЖ-БРЕСТ-ПАРИЖ

Первый велозаезд в 1891 году на дистанции 1200 км по маршруту Париж-Брест-Париж – это изнурительное испытание человеческой выносливости и способности ездить на велосипеде. «ПБП Рандоннёр», как его обычно называют, проводится каждые четыре года велоклубом Audax Club Parisien – это старейшее велосипедное мероприятие, которое до сих пор проводится регулярно на дорогах общего пользования (австралийская гонка по треку и британская гонка по восхождению на гору начались в 1887 году и продолжаются до наших дней). Начиная с юго-западной стороны французской столицы Париж, маршрут ПБП проложен на запад в портовый город Брест на берегу Атлантического океана и обратно (в основном) по тем же дорогам. Сегодняшним велосипедистам-рандоннёрам, которые больше не ездят на примитивных велосипедах, которые использовались 130 лет назад, по грунтовым дорогам и булыжникам, всё же приходится сталкиваться с суровой погодой, бесконечными холмами и круглосуточно крутить педали. 90-часовой лимит времени гарантирует, что только самые выносливые рандоннёры и рандоннёршы получат престижную медаль финишера ПБП и их имя будет занесено в Великую книгу мероприятия вместе с другими финишёрами, вплоть до самого первого ПБП. Стать рандоннёром ПБП – это присоединиться к элитной группе велосипедистов, которые успешно выдержали это серьёзное испытание. Нет больше конкурса для профессиональных велогонщиков (чья регистрация в настоящее время запрещена), ПБП превратилась в ограниченную по времени велопрогулку или бревет для любителей в середине 20-го века.

ГОДЫ ГОНОК

В 1891 году люди не знали, что можно делать на велосипеде. Некоторые медицинские эксперты того времени осудили его предполагаемый вред для человеческого тела, а некоторые представители духовенства сказали то же самое о потенциальном повреждении души велосипедиста. Некоторые женщины смело настаивали на том, чтобы ездить на велосипедах, как и мужчины! Гонки на велодромах перед толпами зрителей начались десятью годами ранее, и встретить на велосипеде в городе богатых энтузиастов, которые могли позволить себе машину, было достаточно распространённым явлением, но идея преодолевать большие расстояния по дороге общего пользования всё еще находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее, с приближением рубежа веков идеи о том, что может сделать это увлекательное новое изобретение, начали появляться.
Первые попытки шоссейных гонок и путешествий по холмам и долинам начались за несколько лет до ПБП, но, конечно же, были редкими. Изрезанные колеями и пыльные в сухую погоду или грязь после дождя, грунтовые дороги того времени часто были в плохом состоянии. Встречающиеся в основном в городах, ухабистые булыжники также часто разрушали хрупкие велосипедные колеса. Несмотря на это, весной 1891 года состоялась первая гонка из Бордо в Париж – гонка по дороге общего пользования, которая преодолела колоссальные 572 км. Победитель, Г.П. Миллс из Англии, прибыл в Париж за 27 часов. Абсолютная дерзость мероприятия привлекла внимание публики, и продажи газет резко выросли за несколько дней до и после. Редактор Пьер Жифар (и преданный энтузиаст велоспорта) «Маленькой газеты» не забыл об этом. Известен факт, что иностранные гонщики доминировали в «Бордо-Париж» от старта до финиша – первый француз занял отдаленное пятое место.

Первое мероприятие ПБП было объявлено на начало сентября 1891 года. Гриффард задумал его как высшее испытание на надежность велосипеда и силы воли его гонщика. Он не ошибся: на расстоянии 1200 километров по маршруту ПБП маршрут Бордо-Париж казался детской забавой. Допускались только французские велосипедисты мужского пола. У каждого гонщика могло быть до десяти оплачиваемых помощников, стратегически размещённых вдоль маршрута, чтобы помогать с драфтингом и оказывать механическую помощь. (Хотя это была обычная гоночная практика того времени, только некоторые из наиболее хорошо спонсируемых гонщиков нанимали гонщиков на ПБП.) Поскольку надежные автомобили появились спустя только несколько лет, гонка контролировалась системой судей и наблюдателей, которые соединились по маршруту поездом и телеграфом. Газетные репортеры, конечно, отправляли свои депеши обратно в Париж, чтобы общественность могла получить специальные выпуски, сообщающие о гонке, как она произошла. ПБП также привлекла внимание производителей велосипедов и шин, которые хотели показать помешанной на велосипеде публике, что их продукция превосходит другие бренды.

В отличие от современного более холмистого сельского маршрута ПБП, который успешно избегает более загруженных автомагистралей к западу от Парижа, первоначальный маршрут следовал по Великой Западной дороге до Бреста, или Национальная дорога N12, как её стали называть, через города Куэ-ан-Ивелин, Мортань-о-Перш, Пре-ан-Пай, Лаваль, Монтобан-де-Бретань, Сен-Бриё и Морле. Участники должны были останавливаться в каждой из этих контрольных пунктах (городах), и их маршрутную книжку подписывали и в ней ставили штамп на каждом контрольно-пропускном пункте, что практикуется и по сей день. Никто не знал, сколько времени потребуется, чтобы преодолеть непривычное расстояние, и те, кто сказал «нет», были убеждены, что это вообще невозможно; некоторые даже утверждали, что некоторые глупые наездники могут погибнуть при попытке! В то лето 1891 года французские газеты были наполнены рассказами и предположениями о предстоящем испытании, и воображение публики было приковано к этой выдающейся ставке на смелость и решимость. Более 400 гонщиков приняли участие в первом ПБП, но многие, видимо, одумались; 206 отважных велосипедистов отправились в путь незадолго до восхода солнца 6 сентября в обстановке великолепной пышности и церемоний. Сколько людей – задавались вопросом все в огромной толпе, – вернутся в Париж целыми и невредимыми?
Первое издание ПБП, получившее широкое освещение в прессе и обсуждаемое широкой публикой, имело огромный успех. Победитель, Шарль Террон, триумфально, хотя и устало, въехал в Париж на рассвете три дня спустя, после чуть менее 72 бессонных часов. Несмотря на ранний час, его приезда ждали более десяти тысяч ликующих зрителей. Это была эпическая поездка против его конкурентов и самой природы, и Террон стал национальной знаменитостью. Немногим более половины участников сдались по пути и добрались до ближайшей железнодорожной станции, в то время как сто измученных выживших продолжали стекаться в Париж в течение следующих семи дней. Наряду с денежным призом за 17-е место, всем этим благородным героям была вручена красивая памятная медаль с их именем и временем, и так родилась легенда ПБП.

После первого соревнования в 1891 году были гонки ПБП в 1901, 1911, 1921, 1931, 1948 и 1951 годах. Десятилетний интервал, казалось, отражал сложность организации такой длинной гонки, а также потому, что Геркулесовы соревнования были такими тяжелыми для самих гонщиков – одного ПБП в карьере гонщика, по общему мнению, было более чем достаточно! Хотя старты на каждой профессиональной гонке ПБП были небольшими (25-45 гонщиков), большинство гонок, особенно самые ранние, привлекали лучших гонщиков того времени на выносливость. Например, уже дважды победивший в Париж-Рубе, победителем гонки ПБП 1901 года стал Морис Гарин, который затем выиграл первый Тур де Франс в 1903 году.

Второй ПБП был так же значительным, потому что доступ был открыт для иностранных гонщиков, и это сделало его законным спортивным соревнованием. Рандоннеры-любители уже существуют, но они еще не приступали к подобным приключениям. Как и в 1891 году, участникам разрешено иметь тренеров. В 4:53 16 августа стартовал 41 гонщик, а через 17 минут – велотуристы. Морис Гарэн побеждает со временем 52 ч 11 м, обойдя Гастона Ривьера на 1 ч 55 м. Ипполит Окутюрье, швейцарец Мишель Фредерик и американец Чарли Миллер финишируют в указанном порядке. Розьер – первый из велотуристов проходит дистанцию за 62 ч 26 м. Всего 72 финишировавших, в том числе Пьер Руссе, самый старый из участников (65 лет), который прошел дистанцию за 202 часа.
Начиная с 1901 года, участники ПБП были разделены на две группы: быстрые гонщики и более медленные дорожные туристы. Эти стойкие любители, лишенные всякой поддержки команды, оказываемой гонщикам, были предшественниками сегодняшних самодостаточных рандоннёров. До 1931 года их часто насчитывалось более сотни в каждом ПБП. Ещё одно большое изменение произошло в 1911 году: спортсменам среднего уровня не разрешалось помогать гонщикам, как это было на первых двух этапах ПБП. С этого момента гонщикам придётся довольствоваться товарищами по команде, которые проезжают каждый дюйм дистанции вместе со своим лидером. Но участники могут менять велосипеды. Только велотуристы не могли менять велосипеды, чтобы избежать любых попыток обмана, велосипеды всё ещё были опломбированы. Гонщики меняют свою стратегию и остаются в пелотоне до Бреста. В этом пробеге участвуют 13 гонщиков и 120 велотуристов.
Победителем становится Эмиль Жорже с 50 ч 13 м, опередив Октава Лапиза на 21 минуту. Эрнест Пол – третий на 35-й минуте и Анри Корне – четвертый. Первым велотуристом стал Пьер Хёсгам, который был исключен за получение помощи в пути. Огюст Ринжеваль и Морис Гарэн (участники 1901 года) становятся победителями в этой категории.

2 сентября 1921 года в гонке приняли участие 43 гонщика и 63 велотуриста. Количество секретных контролей увеличено. Бельгиец Луи Мотиа финиширует за 55 ч 7 м. 8 с. Эжен Кристоф, Пьер Хёсгам, Массон и Селье заканчивают следом в этом порядке. Восьмым финиширует велотурист Эрнест Пол, бывший гонщиком в предыдущем пробеге с результатом 62 часа.

В 1923 году была создана Французская федерация велотуристских обществ (FFSC), объединившая все велотуристские ассоциации Франции. Гастон Клеман, основатель Audax Club Parisien (ACP) в 1904 году, становится первым президентом FFSC, которая в 1942 году станет Французской федерацией велотуризма (FFCT). В 1930 году Анри Грифф, президент Союза велосипедистов Audax Parisiens (UACP), предлагает проект бревета Audax в контролируемом темпе на маршруте ПБП. Этот проект был представлен и принят Анри Десгранжем, директором газеты «Авто», с изменением категории «велотурист». Велотуристы (известные как «рандоннёры») делятся на две формулы: бреветы в свободном темпе под эгидой Audax Club Parisien (АСР), и бреветы «audax» (контролируемый темп) под эгидой Союза Audax Cyclistes Parisien (UАСР). АСР создает Бреветы Рандоннёров Франции в свободном темпе в 1921 году. Союз велосипедистов Audax Parisiеns сохраняет формулу с контролируемым темпом, введенную во Франции в 1904 году Анри Десгранжем. Оба клуба все еще существуют.

В 1931 году в ПБП произошло еще одно фундаментальное изменение. Несмотря на то, что гонка все еще оставалась престижной, организаторы отказались от категории негласных туристов-путешественников. К счастью для сегодняшних рандоннёров, Камиль Дюран, президент АСР, вмешался и вместе с гонкой организовал бреветный заезд на 1200 км в свободном темпе, доступном после успешного прохождения квалификационного бревета на 300 км (на тандеме можно было проехать всего лишь бревет на 200 км). Контрольным временем предполагается 96 часов. Маршрут проходил по национальной трассе N12. Каждый участник должен был подтвердить свою дорожную карточку в каждом из 17 контрольных пунктов. В том году по маршруту проехали около 60 рандоннёров, в том числе несколько женщин, которые впервые выступили на ПБП. 8 рандоннёров были на тандемах, а двое использовали мужской тандем. Не считая изменений среди туристов-путешественников и рандоннёров, 1931 год был эпической гонкой ПБП, возможно, лучшей из всех. Ехали в ужасную погоду, с ней боролись изо всех сил железные люди. После различных попыток отрыва, погонь и контратак гонка завершилась отчаянным спринтом между пятью измученными гонщиками на накрытых досках Велодрома Буффало в Париже. Великий австралийский гонщик на выносливость Хьюберт Опперман, или «Оппи», как его часто называли, побеждает в финальном спринте с результатом 49 ч 23 м, обойдя Марселя Бидо. Он ехал один, его мастерство в велоспорте и невероятная выносливость взволновали фанатов гонок и сделали его героем во Франции и дома. Было заявлено 64 рандоннёра в свободном темпе; стартовали 62 от кафе «Моко» в Париже 2 сентября в 22:00, и 44 финишировали, несмотря на дождь и сильный западный ветер. В числе прибывших было 4 смешанных тандема, мужской тандем и две женщины соло (прибывшие через 35 минут после крайнего срока, без регистрации). Поскольку ACP и UACP были двумя конкурирующими клубами, а раны раскола 1921 года еще не затянулись, с удовольствием отмечалось, что UACP с трудом доставил в Париж 20 финишёров. Алексис Коттард, Гастон Руард и Жюльен Траншан финишируют вместе с результатом 68 ч 30 м; четвертый прибывает через 50 минут. Пятый – Луи Куантепа прибыл через 2 часа. Шестой и седьмой прибывают через 2 часа 20 минут после первого, затем наступает ожидание более 10 часов. Мистер и миссис Данис заканчивают смешанным тандемом за 88 ч10 м, за 25 минут до Луи и Джульетты Питар. Четыре женщины финишируют в смешанных тандемах (Данис, Питар, Горжон и Дю Буа), а мисс Вассард становится первой женщиной-соло, закончившей ПБП за 93 ч 25 м. Питары вернутся на ПБП еще в 1948 и 1951 годах.

Главный соперник ACP, Union des Audax Parisiens, не хотел, чтобы его отодвинули на задний план, а также устроили подобное мероприятие на следующий день после ПБП Рандоннёр для своих членов, которые «всегда ездят как группа», но они не допустили женщин и тандемы в свои ряды в то время. Очень веря в дух товарищества «все за одного, один за всех» в их строго запланированной версии ПБП, большой audax пелотон намеренно возвращается в Париж вместе после 85 часов работы. Таким образом, он никогда по-настоящему не напоминал более быструю версию рандоннёра со свободным темпом, которая несколько ближе к непредсказуемости шоссейных гонок. Union des Audax Française, преемник UAP, продолжал организовывать ПБП Аудакс пять раз с 1951 года. В течение многих лет в ней участвовало больше участников, чем в рандоннёрской версии, но с 1980-х годов бесплатная версия сильно выросла, в то время как мероприятие audax сократилось до тревожных размеров.

По очевидным причинам не было ПБП в 1941 году. Велоспорт в Европе был в значительной степени приостановлен, за некоторыми исключениями, такими как полые версии однодневного тура Фландрии или гонок Париж-Рубе. (Несмотря на явную нехватку хорошо подготовленных, высококвалифицированных гонщиков и надлежащего оборудования, некоторые гонки на велосипедах были организованы в качестве поддержки морального духа, чтобы напомнить странам, побежденным нацистами, о том, что в 1942-44 годах жизнь возвращается к нормальной жизни, но это не сработало; настоящие велогонки возобновились только в 1946-47 годах после поражения Германии.) Были предприняты некоторые усилия по организации гонки ПБП в 1941 году, но неизбежная ночная езда нарушила бы строгий комендантский час для гражданских лиц, введенный суровыми немецкими оккупационными войсками, поэтому в конце концов от этой идеи отказались. Увы, в следующие три года Брест сильно пострадал от американских военно-воздушных и сухопутных войск, поскольку немцы использовали прекрасную гавань города как одну из своих основных баз подводных лодок. К сентябрю 1944 года восемьдесят процентов Бреста лежало в полном запустении, и его жители столкнулись с длительным периодом восстановления в следующие два десятилетия. Президент АСР Пьер Бонтам решает заменить ПБП 1941 года одним выпуском в 1948 году, а затем другим в 1951 году, чтобы возобновить десятилетний ритм. Традиционная система использования лет, оканчивающихся на «1», была возобновлена в 1951 году.

ПБП 1948 и 1951 годов свидетельствуют о неуклонном снижении участия профессиональных гонщиков. Гонщиков в 1948 году было довольно много, но их участие в 1951 году значительно сократилось. В 1948 году их было 52, но только 11 финишировали. Альберт Хендрикс приходит первым со временем 41 ч 36 м 42 с.

В 1951 году зарегистрирован только 41 гонщик в 10 командах, и Морис Дио выигрывает гонку за 38 ч 55 м – это абсолютный рекорд. Тем не менее, общее количество участников прогрессирует. Большое количество рандоннёров стартует в 22:00, 5 сентября от кафе «Три ракушки». В общей сложности 488 участников, 8 одиночных женщин, 3 мужских тандема и 14 смешанных тандемов. Из 418 велосипедистов и 16 стартовавших тандемов пришло к финишу 351. Среди них 6 одиночных женщин, 2 мужских и 9 смешанных тандемов. Мужская тандемная команда Джо Рутена и Рене Фурми устанавливает новый рекорд – 47 ч 54 м! Жассеран и Деберн финишируют за 48 ч 59 м. Среди смешанных тандемов Жилле и Серин, занявшие второе место в 1948 году после наказания на 10 часов, установили новый рекорд в 49 ч 29 м. Луи и Джульетта Питар заканчивают свой третий ПБП, спустя 20 лет после их первого.
У одиночных велосипедистов битва немного сложнее. Дюжина участников прибывает вместе в Брест, где Шетиво и Кутелье решают уехать раньше. Они будут продолжать увеличивать свое преимущество, достигнув трех часов разрыва в финале. Впервые, одиночные рандоннёры уходят за отметку 50 часов – их время 48 ч 25 м. Блан, Дюмулен, Летронье и Массон финишируют с результатом 51 ч 19 м. Жак Одриберти заканчивает заезд за 52 ч 21 м.

Были предприняты попытки организовать гонки ПБП в 1956 и 1961 годах, но оба мероприятия были отменены из-за отсутствия интереса среди гонщиков. Требуемые дистанционные тренировки ПБП прямо противоречили очень прибыльному месячному критериальному сезону, который следовал за каждым июльским Тур де Франс. Немногие гонщики, если таковые имелись, могли позволить себе посвятить себя подготовке к суровым испытаниям ПБП, а затем сделать ставку на выигрыш призовых денег; они могли бы заработать намного больше, участвуя в более коротких ежедневных гонках в городах и деревнях Франции в течение августа. Трудно было проигнорировать гарантированные деньги за внешний вид, плюс они должны были спать каждую ночь. Организаторы гонки ПБП неохотно сдались и передали свое мероприятие французской федерации велотуров, а Великую книгу финишёров мероприятия передали Audax Club Parisien. Эпоха закончилась, конечно, профессиональная.

Рандоннёры продолжили традицию как с формулой Audax, так и с формулой Randonneur. К сожалению, в 1956 году число зарегистрированных участников падает; зарегистрировано только 250 рандоннёров; среди них 4 одиночные женщины, 2 тандема мужских и 5 смешанных. Двое бельгийцев и 15 голландцев входят в число 220 стартовавших в начале сентября от кафе «Три ракушки». Погода была очень неблагоприятной, что особенно заметно по финишным временам, намного превосходящим те, что были в 1951 году. Судите сами: два мужских тандема остаются вместе большую часть пути. По традиции, тандемы выезжают за час до остальных рандоннёров. Первые двое так и не смогут сократить своё время, добавив второй час к их начальным потерям. Рутэн – Фурми и Бюльт – Декер финишируют за 50 ч 21 м. В категории смешанных тандемов мы находим две пары: Месье и Мадам Ково (88:30) и Месье и Мадам Комб (89:15). В категории мужчин-соло Бауман и Лёйе вели беспощадную битву на протяжении более 350 км. В Портшартрэне Роджер Бауман находился на вершине последней горки, когда Лёйе завершил последний поворот перед длинной прямой. Последний видит задний фонарь своего противника, но понимает, что уже слишком поздно. Бауман заканчивает за 52 ч 19 м, а Лейе – за 52 ч 30 м. Третьим приходит Эспинас, который потерял час между Худаном и Парижем.

В 1961 году количество регистраций сократилось еще больше: всего 191 участник, в том числе 3 женщины-соло и 4 смешанных тандема. По соображениям безопасности рандоннёры стартуют от моста Сюрен в окрестностях Парижа, напротив кафе «Прекрасная Габриэль». Впервые велосипеды не опломбированы. 6 сентября Рене Мартинес, президент ACP, в 9:00 освобождает дорогу на Брест для тандемов и в 10:00 – для одиночных велосипедистов. Как и в 1956 году, процент схода составляет более 30%. Этому есть много причин: слишком быстрый старт (более 40 км в первый час) и плохая погода, но не настолько, как в 1956 году. Это не помешало Фуасу снизить рекордное время до 46 ч 18 м, что примерно на два часа лучше предыдущего рекорда. Из смешанных тандемов Даниэль и Мадлен Прово финишируют первыми за 59 ч 47 м. Из женщин-соло Жанна де Андри устанавливает рекорд времени 62 ч 03 м. За Фуасом финишируют Неделлек через 40 минут и Бюльт через 3 часа. Бауман прибывает седьмым с результатом 56 ч 45 м.

ГОДЫ РАНДОННЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Поскольку интерес к ПБП со стороны профессионального гоночного мира угас в годы после Второй мировой войны, любительские формулы ПБП – как randonneur, так и audax, – сохраняются. В 1931, 1948, 1951, 1956, 1961, 1966, 1971, 1975, 1979, 1983, 1987, 1991, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015 и 2019 годах проводились мероприятия ACP ПБП. Послевоенные мероприятия ПБП, хорошо посещаемые для того времени, вызвали большой энтузиазм в стране, пытающейся забыть свои кошмары и лишения военного времени. Наряду со свободным темпом и рандоннёрами, версия audax с контролируемым темпом также была очень популярна, как и клубный велоспорт в целом по всей Франции. Фактически, до 1980-х годов у ПБП Audax было больше участников, чем у рандоннёрской формулы. После 1951 года два клуба решили планировать мероприятие с интервалом в пять лет. Интересно, что в трёх рандоннах ПБП в 1948, 1951 и 1956 годах мужские тандемные команды обогнали гонщиков-одиночек и первыми вернулись в Париж.
Хотя дни профессионалов на ПБП закончились, иногда рандоннёрская формула ACP не выглядела слишком иначе в передней части «гонки» (не считая обязательного использования крыльев и запрета любой рекламы на одежде). Каждое издание горячо оспаривалось преданными любителями, и они часто показывали впечатляющие результаты. Несколько велосипедных фирм продолжали поддерживать некоторых из этих быстрых рандоннёров, поскольку продажи конкретной марки улучшались после «победы» на ПБП. У французов было много успехов, но часто это разные гонщики. Однако в современную эпоху раз за разом выделяются два имени: бельгиец Герман Де Мунк был в авангарде событий много лет, начиная с 1966 года, а американец Скотт Диксон доминировал аналогичным образом с 1979 по 1999 год, не пропустив ни одного ПБП. (Хотя в возрасте, Де Мунк продолжал стремительно ездить на ПБП; он закончил издание 1999 года за 56:49.) Очевидно, Диксон и Де Манк, как и многие другие выносливые велосипедисты, искренне любят ПБП, несмотря на его суровость. Возможно, победитель 1931 года Хуберт Опперман лучше всего описал разницу между двумя типами велосипедистов ПБП, когда он вернулся в Париж в 1971 году, чтобы отправить рандоннёров. Оппи сказал ожидающим гонщикам: «Я был профессиональным велосипедистом. Я жил на велосипеде. Вы, ребята, настоящие велосипедисты; вы живёте ради этого».

В настоящее время brevet или randonnée, где цель подавляющего большинства гонщиков – вернуться в Париж в отведённое время и заработать свою медаль финишёра, а не победить своих собратьев-рандоннеров и рандоннёрш. Товарищество, а не соревнование – вот основная характеристика большинства участников в наши дни.

После очень скудных лет в 1960-х (менее 180 гонщиков) ACP ПБП Рандоннёр чрезвычайно выросла под преданным руководством Боба и Сюзанны Лепертель. Когда-то полностью внутреннее дело, к 1970-м годам все большее количество иностранных гонщиков отправлялись во Францию, чтобы попробовать ПБП. Еще больше французских рандоннёров приняли вызов. После 666 стартов в 1975 году 1766 участвовали в следующем ПБП в 1979 году. 1980-е годы показали значительный рост, и к 1991 году на большом праздновании столетия собралось 2860 участников. (Постоянный рост ПБП привел к некоторым проблемам, поскольку организация и поддержка такого грандиозного мероприятия явно перегрузили ACP – небольшой велосипедный клуб с менее чем 100 активными членами. Французская федерация велотуризма стала более активно помогать ПБП в последние годы. В 2003 году более 2000 волонтёров из региональных байк-клубов со всей западной Франции помогли организовать мероприятие; к 2019 году количество волонтёров выросло до 2500 человек.)

1966 год – последний год с низким уровнем участия. Зарегистрировано всего лишь 187 участников. В понедельник, 7 сентября, в 16:00, Ла Сель-Сен-Клу покидают только 172 велосипедиста, включая одну женщину-соло и два смешанных тандема. Появились две существенные поправки к правилам: лимит времени теперь составляет 90 часов, а машины сопровождения разрешены, но только на контрольных пунктах. Финишируют 130 мужчин-соло, а также женщина-соло и два смешанных тандема. Роже и Мари-Терез Мартен прошли за 66 ч 24 м в смешанном тандеме, а Сюзанна Пино – за 89 ч 50 м. Двое первых в сольной категории установили новый рекорд в 44 ч 21 м. Это Макодьер и Демилли. Бельгиец Герман Де Мунк прибывает третьим. Барри Парслоу становится первым рандоннёром, прошедшим ПБП на трехколесном велосипеде. Этот выпуск ПБП проходил при жаркой погоде, намного теплей, чем два предыдущих ПБП.

1971 год – последний, когда делят рандоннёров на две категории: «allure libre» и «audax». В 4 часа утра 328 рандоннёров «audax», разделенных на 17 групп, стартуют за 4 дня до основного старта ПБП, и все финишируют менее чем за 90 часов. Затем 325 рандоннёров (в свободном темпе) выезжают с массовым стартом в 16:00 в понедельник, 6 сентября, из Ла-Круа-де-Берни, и это будет первый ПБП, организованный Робертом Лепертелем. Он будет заниматься организацией ПБП в течение 28 лет, за исключением юбилейного 1991 года. ПБП Рандоннёр становится все более интернациональным с бельгийцами, англичанами, голландцами, итальянцами, тремя испанцами и двумя американцами. Погода прекрасна, и этот выпуск ПБП может гордиться встречей с г-ном Хьюбертом Опперманом, победителем ПБП 1931 года. Он открывает ПБП вместе с ACP, с радостью отмечая большое количество участников этого рандонне. Он счастлив переживать это великое событие изнутри и ободряет Луи Бонни, покидающего Брест, в момент своего прибытия. Луи Бонни потребовалось всего 20 ч 26 м, чтобы доехать в одиночку до Бреста, преодолев первые 600 км со средней скоростью 30 км/ч. Герман де Мунк обходит его и оказывается один перед Ламбалем. К нему присоединяются Жан Ришар, Жан-Клод Жафрело и Жан-Пьер Кулон. Но в Беде, в то время как другие останавливаются надолго, он решает ехать один. Другие его уже не догонят. Он завершает заезд за 45 ч 39 м, обойдя Жан-Клода Жафрело на три часа. Жан Ришар и Пьер Балейдье, у которого были проблемы с коленом с 500-го км, прибыли на час позже. 263 рандоннёра финишируют в срок. М. и М-м Во финишируют с результатом 64 ч 8 м в смешанном тандеме; тандем Бениго и Лямот прибывает за 70 ч 30 м. Первая женщина – Симона Асти со временем 79 ч 38 м.
В тот год восемь рандоннёров, только что прибывших в воскресенье со своего ПБП Audax, выстраиваются на стартовой линии ПБП Рандоннёр в понедельник в 16:00. Они все финишировали вовремя. Лучшим в этой игре стал Патрик Плейн, финишировавший за 55 ч 18 м. Бельвиль финиширует за 68 ч 55 м, а следом прибывают: Бубар, Тексье, Гийом (который уйдет из жизни в ПБП 1975 года), Люка, Кусман и Бонэ. Все они проехали по 2400 километров менее чем за неделю (с четверга по четверг). Но организаторы считают, что это может быть опасно, и решают не организовывать оба мероприятия в одном и том же году. Вот почему следующий ПБП Рандоннёр запланирован через 4 года. Затем будет поддерживаться этот темп. Audax сохранили пятилетний период проведения своего мероприятия.

1975 год: ПБП Рандоннёр теперь следует четырехлетнему циклу, в то время как audax поддерживает пятилетний цикл. Впервые требуются квалификационные бреветы, то есть бревет на 400 км, сделанный в текущем году, а для новичков – бревет на 600 км. Это будет последний ПБП, проводимый на главных дорогах, таких как Национальная дорога N12, после трагической аварии, в результате которой погибли два рандоннёра возле Майена. На старте из Монтесона, в два раза больше участников: на старте 667 рандоннёров, 651 одиночных вело (634 мужчины и 17 женщин), 2 смешанных тандема, 4 мужских тандема и 4 английских трицикла. На финише в «Круа де Берни» зарегистрировано 559 рандоннёров. Процент схода падает до 16% – это самый высокий показатель за всю историю, а результаты и мужчин и женщин улучшаются. Трио Коэн, Трюши и Де Мунк установили новый результат в 43 ч 27 м. Они прибывают перед Мовраном, Балейдьером и Демуном. Двадцать один рандоннёр финиширует со временем ниже 50 часов – время Оппермана в 1931 году. С женской стороны рекорд снижен на 5 часов. Сюзи де Карвайо финишировала на 45-й позиции за 57 ч 02 м. Среди 12 женщин-соло самой младшей всего 18 лет. Это американка Екатерина. Смешанный тандем М-м Декатр и M. Жуфрей финиширует за 51 ч 32 м. Лучшее время в мужском тандеме – 54 ч 46 м. Лучшее время для трехколесного велосипеда – 74 ч 03 м.

1979 год предлагает изменение маршрута. Отправление остается из Монтесона, но Национальная дорога N12, используемая с 1891 года, отвергнута в пользу второстепенных и менее опасных дорог (ПБП Audax продолжает использовать маршрут, который имеет тенденцию более точно имитировать исходный маршрут ПБП, но его большая группа, возглавляемая эскортом мотоциклов и сопровождаемая машинами поддержки, всегда держится вместе, что обеспечивает большую безопасность для его участников). После того, как с 1891 года использовались причудливые придорожные рестораны и отели в качестве контрольно-пропускных пунктов, была принята нынешняя практика использования больших школьных столовых, чтобы справляться с волнами голодных наездников. Современная система шахматных стартовых групп также была введена в том же году по тем же причинам. Финиш перенесён в Монтесон. В 1979 году произошло еще одно изменение: все участники, как иностранные, так и французские, теперь должны были пройти полную серию бреветов Супер Рандоннёр (200/300/400/600 км) весной перед ПБП, чтобы получить допуск к участию. Это требование больше, чем какой-либо другой фактор, вызвало рост рандоннёрского движения за пределами Франции. Рандоннёрские организации начали свою деятельность в Великобритании, США, Канаде, Испании, Австралии и других странах. Чтобы ограничить размер групп, организованы три старта. 1130 рандоннёров выбирают старт с 4:00 (менее 90 часов), 630 выбирают старт 10:00 (менее 84 часов) и 120 рандоннёров выбирают старт в 16:00 (менее 78 часов). Из 1880 рандоннёров, отправляющихся в путь, 1573 закончат вовремя и чуть более 16% выбывших. Среди стартовавших 57 женщин: 45 соло и 4 в смешанном тандеме. Впервые 100 % женский дуэт, М-ль Бернардин и М-ль Рамо, финишировали менее чем за 87 часов. Смешанный тандем во главе с М-м Шандрю и слепым партнером М. Нуэ закончит менее, чем за 89 часов.
Обратите внимание, что в этом году, М-м. Гийом, которая участвовала в последнем ПБП, прошла маршрут как контроллёр – но на своем велосипеде! Это был неудачный год для Де Мунка, которого исключают. Без этого удаления, без сомнения, он был бы с Балейдьером, которому удача, наконец, улыбнулась, и с Пиге, которые закончили вместе менее чем за 45 часов, за два часа перед следующими тремя: Донком, Бертраном, и Робером. Первый смешанный тандем Жуфрей-Декатр финишировал, как и четыре года назад, менее чем за 53 часа. М-м Буйе – первая женщина, менее чем за 69 часов.

С неуклонным увеличением числа участников ПБП в 1970-х годах одна священная традиция должна была уступить место современности: в какой-то момент имена участников больше не вводились на страницы книги в кожаном переплете Великой книги Финишёров ПБП. Теперь они хранятся в компьютерных списках (и доступны в Интернете). Было бы смешно думать, что какой-то волонтёр ACP покорно переписывает тысячи имен и раз вручную каждые четыре года. Тем не менее, многие рандоннёры до сих пор упоминают, что они «занесены в Великую Книгу», как если бы она использовалась сегодня. Это красивый мысленный образ, от которого не все готовы отказаться, даже если он уже не соответствует действительности.

В 1983 году рекордная регистрация превысила 2165 заявленных рандоннёров. Количество участников подтверждает тенденцию в сторону массового велотуризма, но без соревновательного духа. Каждый приходит, в первую очередь, чтобы удовлетворить личный вызов. 2106 рандоннёров выезжают из Рюэй-Мальмезон 29 августа. В этом году снизятся многие рекордные времена. Первыми среди 1903 зарегистрированных результатов мужчин-соло оказывается пара Бернард Пиге и Герман де Мунк, прошедшие испытание за 43 ч 24 м. Они были одни, начиная с Виллен-ла-Жюля. Следом за ними приходят Фантино, Соре, Пончин и американец Скотт Диксон. Их время 44 ч 40 м. Первая женщина – Сюзан Ноторанджело. Своим временем 54 ч 40 м она понижает рекорд Сьюзи Карвайо на 2 ч 20 м. Только 38 человек прибыли до нее! Среди них мы находим мужской тандем Наваро-Десказаль и смешанный тандем Жуфрей-Декатр, соответственно 51:35 и 51:45. Рекорд возраста самого старого участника также снижается. Пьер Дюбуа из Ренна заканчивает свой пятый ПБП в возрасте 75 лет и 4 месяца! Город Париж предлагает свою медаль тем, кто выполнит 6 ПБП, и г-н Дюбуа планирует очередной ПБП в 1987 году. Следует отметить, что в этом издании ПБП было представлено 15 стран. Надо также обратить внимание на подготовку сольных женщин Николь Шабиран и Шанталь де ла Круз, которые обе справились и испытанием менее чем за 57 часов. Но наилучший результат – это очень небольшое количество выбывших: с 10% зафиксирован уровень, который никогда не будет достигнут снова.

24 августа 1987 года 2597 рандоннёров отправляются в Брест, и 2117 из них вернутся вовремя. Первым возвращается в Rueil-Malmaison Скотт Диксон, один из 220 американских рандоннёров, всего за 44 часа. Он повторит это в следующих двух сериях РВР. Другая американская рандоннёрша, Кей Ричсон – первая женщина, прошедшая дистанцию менее чем за 52 часа. Николь и Жан-Клод Шабиран – первый смешанный тандем проходит менее чем за 65 часов. Барри Парслоу и Марк Брукинг стали первыми рандоннёрами, которые закончили ПБП на трехколёсном тандеме со временем 83 часа. Фелисити Бирд становится первой женщиной, закончившей ПБП на одиночном трицикле, со временем 70 часов.

В 1991 году ПБП празднует свое столетие. Руководит организацией ПБП Жан-Клод Массе – президент ACP. Он окружает себя командой, настроенной сделать это столетие незабываемым. Это возможность вновь встретиться с коллегами 1931 года из UAF, которые проведут свой ПБП Audax.
Утром в понедельник состоялся пролог, организованный мэрией Парижа и Гимназией Прав Человека в Сен-Кантене-ан-Ивелин, пригороде Парижа недалеко от Версаля, новым на долгое время местом старта ПБП. Пролог организован под высоким патронажем двух важных гостей: Жака Ширака, бывшего президента Франции, а затем мэра Парижа и сэра Юбера Оппермана, победителя ПБП 1931 года.
Давно прошли те времена, когда цивилизованное время для начала такой изнурительной поездки было в середине утра или во второй половине дня. Из-за обоснованных опасений по поводу безопасности, связанных с запуском тысяч рандоннёров на оживленные дороги вокруг Парижа, теперь три времени старта сохраняются, но график меняется: 20:00 для стартующих в категории 80 часов и менее (вместо 78), 22:00 для категории до 90 часов и 5:00 для категории 84 часа. 3276 участников захотели отпраздновать этот юбилей. К сожалению, только 2611 добились успеха. Среди них был отмечен 10 000-й лауреат заезда ПБП Рандоннёр. Среди этих рандоннёров 191 женщина, в том числе симпатичная Николь Шабиран, рандоннёрша из Анжуйского клуба рандоннёров, которая совершила подвиг, завершив заезд за 59 ч 43 м.
Большое количество сходов объясняется тем, что некоторые стартуют слишком поздно, для других – вынужденным прологом в Париже … если только это не просто отсутствие достаточной подготовки у всех новых рандоннёров!Наступает время информатизации. Контроль выполняется с использованием магнитного чипа, позволяющего отслеживать каждого участника в режиме реального времени на протяжении всего мероприятия.
Питер Жифорд и Ноэль Симпсон доводят рекорд трехколесного тандема до 81 ч 6 м. Скотт Диксон финиширует за 43ч 42 м с нехваткой нескольких минут до рекорда. Кое кто захотел получить ощущения 1891 года, в том числе Клод Гальвэн, который прошел с результатом 63ч 56 м на велосипеде с фиксированной передачей. Параллельно с этим мероприятием FFCT позволила четырем десяткам юношей и девушек прикоснуться к ПБП, прошедшим по маршруту ПБП на 12-ти этапах.

В 1995 году, в 13-й серии ПБП Рандоннер наблюдается небольшое снижение количества регистраций.
ПБП организован комиссией, состав которой практически не изменился, за исключением возвращения в команду Роберта Лепертеля. Изменения, внесенные в 1991 году, сохраняются и будут сохранены для последующих выпусков ПБП. Наиболее важными изменениями являются отмена обязательного использования крыльев, в то время как триатлоновский руль запрещён «по соображениям безопасности». Благоприятные погодные условия способствовали тому, что группа из девяти рандоннёров финишировала за 43 ч 20 м. 2380 рандоннёров прибудут вовремя и будут омологированы. Брижитта Керлуэ, пришедшая вскоре после первых за 44 ч 14 м, открыла список женщин. Анна Лермонт становится первой женщиной, завершившей ПБП на велосипеде с фиксированной передачей. Марк Брукинг повторяет рекорд трехколёсного тандема с результатом 75 ч 51 м, на этот раз в сопровождении Ричарда Халла. Тем временем Питер Жиффорд и Ноэль Симпсон впервые выполняют ПБП на лежачем тандеме за 88 ч 10 м. Самым взрослым рандоннёром стал 75-летний Роже Ярно. Самыми младшими рандоннёрами являются Александрина Ламуллер (66 ч 28 мин), дочь Доминика Ламуллера, нынешнего президента FFST и 18-летний Руслан Осипов (Орион – Волжский), один из первых российских участников (81 ч 54 мин). Впервые по предложению Роберта Лепертеля в ПБП приняли участие восемь российских рандоннёров (Волгоград, Волжский, Москва, Екатеринбург) с пятью зачетными результатами.

В серии 1999 года зарегистрировано рекордное количество рандоннёров с 3573 стартовавшими, включая 1600 иностранцев из 20 разных стран и более 1000 клубов. Пролог, организованный 7 коммунами Сен-Кантена-ан-Ивелин, привлекает в парк отдыха более 1000 человек. Несмотря на предоставление двух дополнительных часов в виду увеличения протяженности маршрута, 17% участников сходят с дистанции. Первыми прибывают два француза: Филипп Деплэй и Кристоф Боке за 44 ч 22 м. Первая женщина американка Мелинда Лайон финиширует чуть более чем за 53 часа. Два французских мужских тандема установили новый рекорд в 46 ч 23 м. Адриан Харрис (англичанин) и Джоди Грисбек (американец) также установили новый рекорд для смешанных тандемов в 49 ч 03 м. Самый молодой рандоннёр – Вики Браун (Англия). Жан Тули вознагражден за 10-й ПБП Рандоннёр. Медаль за отвагу могла бы быть вручена Доминику Ламуллеру, нынешнему президенту FFCT, закончившему свой ПБП после серьезной травмы во время падения, вызванного поломкой вилки. Он использует женский велосипед, чтобы преодолеть последние 30 км, несмотря на сломанную ключицу. Участников из России 14 при 4 сходах.

ПБП В XXI ВЕКЕ

По мере того, как 20-й век уступал место 21-му, рандоннёрская ПБП продолжала стабильно расти с новыми участниками со всего мира. Была обеспечена улучшенная поддержка участникам на маршруте. В 1980-х годах французские рандонёры составляли около 75% участников, а остальные составляли иностранные участники. К 2019 году эти цифры полностью изменились, и французские гонщики составили чуть менее четверти участников. С гонщиками из 66 стран английский язык теперь является лингва-французским языком среди гонщиков ПБП (однако большинство волонтёров на старте / финише и на контрольно-пропускных пунктах говорят только по-французски, и многие участники по-прежнему испытывают трудности с общением с ними большую часть времени. На многих контрольно-пропускных пунктах стараются иметь под рукой одного или двух переводчиков, когда это возможно.)

В 2003 году хорошо подготовленная команда сменила Роберта Лепертеля на посту главы организации. Заявки достигают нового рекордного максимума: 4070 участников на старте и всего 14,8% сходов. Впервые большинство составляют не французские рандоннёры: 2074 иностранных рандоннёров против 1996 французов.

18 рандоннёров прибывают в Брест за 19 ч 55 м, из которых группа из 6 рандоннёров финиширует за 44 ч 40 м, после того как была наказана на 2 часа за недостойные действия. Финский участник Альпо Куусисто удивляет всех, выполнив свой ПБП вовремя … на самокате! Со своей стороны, Дрю Бак, Найджел Винтер и Стив Абрахам финишируют за 88 ч 10 м на трехместном тандеме. Германия выпускает самую молодую участницу Фиану Стайб. Джозеф Делаланд награждается за свой десятый ПБП Рэндоннёр, а Анри Бурель, Бернар Имбер, Роже Мартин и Даниэль Раве доводят до конца свой девятый ПБП. Российская команда каждый раз практически удваивает количество участников – 24 при семи сходах.

В 2007 году участие снова побило рекорд, достигнув 5311 регистраций. Во второй раз с 1931 года французы составляют меньшинство. Из 3015 зарегистрировавшихся и 2918 стартовавших (американцы лидируют с 591 стартером) иностранцы в большинстве проходят ПБП Рандоннёр. Всего в испытании участвуют 42 национальности. В то время как женщины по-прежнему составляют небольшой процент от общего числа заявок (6,6%), существует много повторных участниц. Многие из них уже имеют 6 или 7 побед в своем активе. На финише самым молодым является 22-летний бельгиец Мэнди Даммекенс, а самой старшей – Мари-Элен Вилет (64 года). В данном году самому старшему участнику более 80 лет – замечательная продолжительность жизни и аплодисменты на протяжении всего маршрута и организаторов, и болельщиков. СМИ также отметили этот факт (заснул в кукурузе за полторы сотни км до финиша). Старшим из финишировавших был г-н Фрейдхельм Ликсенфельд, который в 76 лет и 3 месяца заканчивает ПБП за 88 ч 11 м. Самый младший, Седрик Бонне из Союза Рандоннеров Пикардии, Амьен финишировал менее чем за 89 часов в возрасте 18 лет и 14 дней. Два человека заканчивают в этом году свой 10-й ПБП – Бернар Имбер и Даниэль Раве. Теперь уже пятеро, выполнивших 10 ПБП. Восемь других рандоннёров следуют за ними с девятью результатами. Российских участников 43 (17 сходов).

В преддверии старта погодные условия очень тяжелые, и 5159 человек, отправившихся в путь с понедельника 20 августа по вторник 21 августа, предвидят трудные часы. Процент выбывших до финиша подтвердит это, поскольку только 3608 рандоннеров пройдут сертификацию. 126 участников будут идти до конца, зная, что опоздают. Первые 10 прибывают группой за 44 ч 48 м.

Разнообразие машин является одной из основных отличительных черт этой серии. При более сотни специальных велосипедов на старте, ПБП 2007 года стал витриной для многих моделей: лежачие велосипеды, обтекаемые веломобили, лежачие тандемы, лежачие тандемы с оппозитным расположением компаньонов, велосипеды с ручным приводом, тандемы с ручным приводом и т.д. В этом году приз за оригинальность был присужден Дрю Баку, который прошел ПБП на велосипеде 1920 года, в костюме той же эпохи.

2011 год – 17-й РВР. Заявилось 5225 участников. Стартовало 5002 участника, в т.ч. 80 из России с не зачетом для 13-ти. Финишировало всего 4152 рандоннёра и 84 не уложились в лимит (18,67%). Даниэль Раве и Бернар Имбер выполнили свой 11-й РВР, 10, включая Доминика Ламуллера – 10-й РВР. Семь женщин, в т.ч. Шейла Симпсон, одна из редакторов ежеквартальной брошюры “Arrivee” Audax United Kingdom и бывшая жена Ноэля Симпсона, руководителя английских рандоннёров в течение многих лет. Самые возрастные участники: Фрейдхельм Ликсенфельд – 81 год и Мари-Элен Вилет – 68 лет. Самые молодые участники: Людмила Батаева (Веложеранс, Москва) – 25 лет и Танги Блазиус (Бельгия). Приз за самую оригинальную экипировку присужден Софи Мате (ответственная в АСР за флеши и суперрандонне 600).

2015 год – 18-й РВР. Заявилось 6094 участника, в т.ч. 362 женщины. Стартовало 5670 участников, в т.ч. 143 из России с не зачетом для 32-х. Финишировало всего 4754 рандоннера и 144 не уложились в лимит. Сошло с дистанции 19%.
Самые молодые участники: Ольга Воронова – 24 года (Восток 1, Челябинск) и Игорь Королёв – 19 лет (Балтийская звезда, Санкт-Петербург). Самые возрастные участники: Арман Прото – 80 лет и Николь Шабиран – 69 лет.

В наше время маршрут ПБП остаётся довольно статичным после больших изменений в 1979 году. На обратном пути Ножан-ле-Руа был предпоследним контрольным пунктом перед финишем в течение многих лет, но в 2007 году он был перемещен на север, в Дре. (Большинство волонтёров контрольно-пропускного пункта Ножан-ле-Руа приехали из более крупного города Дре, поэтому маршрут был изменен, чтобы отразить это. И Дре, как и Мортань-о-Перш, был на первоначальном маршруте ПБП, и это придавало всему смысл исторической симметрии.) Более заметное изменение маршрута произошло неожиданно в 2019 году после того, как город Сен-Квентин-ан-Ивелин решил прекратить принимать ПБП. Старт/финиш был перенесен на некоторое расстояние к югу, в старый королевский город Рамбуйе. Подавляющему большинству участников это изменение понравилось, потому что они быстро выехали на приятные велосипедные дороги по сравнению со старым местом старта/финиша, но в Рамбуйе не хватает жилья и ресторанов для такого большого мероприятия. Многим гонщикам приходится использовать поезд до и после соревнований, что добавляет еще один уровень сложности к участию в ПБП.

Как всегда, есть еще много быстрых гонщиков, которые «улучшают время» на ПБП, но ACP постепенно уменьшила соревновательные аспекты их соревнований на рубеже веков. ПБП больше не публикует финишёров по времени прибытия; теперь они расположены в алфавитном порядке. Больше нет ведущей машины, указывающей путь самым быстрым гонщикам; теперь они должны следовать по стрелкам маршрута, как и все остальные. И для самых быстрых гонщиков мужского и женского пола больше нет трофеев. (Как и прежде, есть трофеи для клубов и стран с наибольшим количеством участников, наибольшим количеством финишировавших из одного клуба, самым молодым финишёром, самым старшим финишёром и т.д.)

Если посмотреть на количество участников самых последних мероприятий, то можно увидеть, что на ПБП Рандоннёр наблюдается непрерывный рост: в 2003 году стартовало 4069 человек; в 2007 году было зарегистрировано 5160 человек; в 2011 году их было 5002; 2015 – 5870; а в 2019 году стартовало 6418 человек. (Во всех этих соревнованиях было больше участников, чем в предыдущем выпуске, но это нормально, что есть несколько сотен гонщиков, которые решают не стартовать, и это включает вариант 2011 года.) Большинство соревнований с 1987 года наперед имели приблизительную оценку. Уровень DNF составляет около 17-20%, что несколько выше, чем при известных событиях 1979 и 1983 годов, когда уровень DNF составлял всего 10-11%.
ПБП 2007 года отличается ужасной погодой на протяжении большей части поездки, и многие выжившие вернулись в Сент-Квентин-ан-Ивелин в тревожном физическом состоянии. Показатель DNF в 2007 году вырос примерно до 30%, но, учитывая ужасные погодные условия, которые пережили гонщики, в ретроспективе это кажется довольно низким. В спорте, который прославляет решимость и смелость, ПБП 2007 года стал легендой. Неудивительно, что любой финалист этого грандиозного события получает дополнительное восхищение от других рандоннёров.
С другой стороны, 2019 год выделяется как современное мероприятие ПБП с одним из худших показателей завершения, и этот результат стал неожиданностью. В том году 28% стартовавших не смогли вернуться к финишу в отведенные им сроки. Погода в целом была хорошей во время мероприятия, но был устойчивый встречный ветер в сторону Бреста (а иногда и на обратном пути). Что еще более важно, на протяжении всего мероприятия были очень холодные ночи (но это было верно и для других ПБП). Ценные уроки. Выученные на предыдущих соревнованиях, похоже, игнорировались слишком многими гонщиками 2019 года, которые приехали неподготовленными к погодным условиям. В прежние времена на ПБП нередко можно было увидеть большие седельные сумки или сумки на руле, а рандоннёры обычно носили более теплые (и более объемные) слои одежды. Но с сегодняшним минималистским подходом к упаковке, используемым многими рандоннёрами, слишком многие из них жертвовали достаточным количеством одежды, чтобы сэкономить на велосипеде. Или, как отмечали многие ветераны ПБП, слишком много гонщиков 2019 года оказались физически и/или морально недостаточно подготовленными к суровым условиям мероприятия. Также было высказано предположение, что некоторые гонщики могли попасть на соревнования с необычно легкими квалификационными бреветами. Какой бы ни была причина, очень многие гонщики выбросили полотенце и стали DNF или прибыли вне предельного времени (OTL) для своей стартовой группы. Показатель DNF / OTL среди участников из многих азиатских стран был особенно высоким. По словам организаторов мероприятия, общий коэффициент DNF / OTL для Азии составил 61,9%. Следующим хуже была Африка (33,3%), а в Северной и Южной Америке общий коэффициент DNF / OTL составил 31,3%.
Тем не менее, на ПБП 2019 было много успехов. Для большинства гонщиков это было просто решимостью, получением медали финишера и занесением своего имени в Великую Книгу. Самым старшим из них был французский рандоннёр Жан Гийо в возрасте 86 лет. Французские гонщики Жан-Клод Шабиран, Доминик Ламуллер и Ален Коллонг удивили всех, завершив свой 12-й ПБП Рандоннёр! За ними семь гонщиков финишировали 11, а еще семь финишировали десять. Среди женщин канадка Дейдре Арскотт завершила свой девятый ПБП в 2019 году, а французская рандоннёрша Николь Шабиран – восьмой. Пять других рандоннёрш имеют по семь финишей ПБП, включая американку Лоис Спрингстин. Среди американских рандоннёров Пол Бачо, Кен Биллингсли, Томас Джи и Дуг Кирби получили восемь рандоннёров ПБП.
Помимо индивидуальных успехов, событие улучшилось и по другим параметрам. ПБП начал использовать электронное отслеживание участников (в нескольких вариантах) во время последних событий. Традиционная дорожная карточка и контрольные отметки по-прежнему используются в качестве резервной копии на случай, если какие-либо важные данные о гонщиках из контрольной панели будут зашифрованы или потеряны (как это случалось несколько раз), но теперь друзья и семья, оставшиеся дома, могут отслеживать прогресс рандоннёра во время долгой поездки через онлайн-портал. Кроме того, по сравнению с предыдущими соревнованиями, количество аплодирующих зрителей на трассе выросло, а моральный дух гонщиков улучшился. В настоящее время у них появляется больше поддерживающих фанатов, и все больше из них предлагают еду и напитки, чтобы помочь велосипедистам в их долгом путешествии. Эти импровизированные остановки, а также обнаружение большего количества магазинов и кафе, работающих сверх обычного времени, помогают им заправиться между переполненными блокпостами. Кроме того, большинство элементов управления теперь имеют сервис быстрого питания на открытом воздухе в дополнение к уже знакомым закрытым кафетериям со столами, стульями и полным меню. В некоторых других деревнях вдоль маршрута также устраиваются организованные остановки с едой. По сравнению с прежними временами, теперь легче найти что-нибудь поесть или выпить во время ПБП, несмотря на большее количество участников. Места, где можно поспать несколько часов, тоже более многочисленны. В районе контрольно-пропускных пунктов Лудеак и Карэ на западной части маршрута ПБП ACP теперь разработал больше мест для сна и поиска еды. Эти простые места для сна могут быть не более привлекательными, чем борцовский коврик или походная кроватка в гимназии средней школы, но измученные рандоннёры не разборчивы. Еще лучше то, что волонтёры контрольно-пропускного пункта разбудят гонщика, чтобы он или она могли ехать дальше, не проспав (проспать по будильнику и выбить из игры – это кошмар каждого участника ПБП). При постоянном увеличении числа участников часто возникают очереди, чтобы поесть и поспать, и эти вещи могут не ощущаться как улучшение. Но по сравнению с более ранними выпусками ПБП, где не было ничего, кроме деревенского продуктового магазина, закрывавшегося в 18:00, или переполненного кафе, чтобы перекусить до полуночи, и, возможно, ночного сна на обочине дороги, недавние ПБП предлагали гораздо большую поддержку участникам, чем в прошлом.

На рубеже веков ACP обновила знакомые массовые старты для групп с 80-часовым, 84-часовым и 90-часовым стартами, и они начали отправлять многочисленные, меньшие стартовые волны, содержащие несколько сотен гонщиков с 15-минутными интервалами. Похоже, это принесло несколько улучшений. Это положило конец влиянию некоторых поистине огромных групп велосипедистов на других участников дорожного движения; это уменьшило скопление людей и длинные очереди у первых контрольных пунктов; и это устранило толчки и скопление быстрых всадников, пытающихся выйти вперед своих групп до того, как выстрелит пистолет. Новая система гонщиков, выбирающих свою стартовую волну, представленная в 2015 году, вероятно, стала лучшим изменением из всех – гонщикам больше не приходилось часами ждать, чтобы выстроиться в очередь под жарким солнцем или холодным дождем, а затем уйти в одну гигантскую группу, которая неизменно усложняла управление; теперь они могли появиться всего за 15 минут до отъезда своей волны и отправиться в путь.

Но у современного ПБП есть еще одна проблема, о которой нужно беспокоиться, а именно его популярность. К тому времени, когда началось планирование мероприятия 2011 года, стало ясно, что непрерывный рост ПБП необходимо ограничить. Наряду с постоянно увеличивающейся нагрузкой на организаторов и других волонтёров, некоторые общественные власти в западной Франции начали отказываться от выдачи разрешений на использование дорог для этого грандиозного мероприятия; они были обеспокоены тем, что излишнее движение в различных городах вдоль маршрута стало проблемой. Как и сами велосипедисты, дороги забивала огромная армада автофургонов, жилых автофургонов и других транспортных средств, используемых многими участниками для личной поддержки. (Правила ПБП требуют, чтобы машины поддержки гонщиков следовали определенному маршруту, который не входит в маршрут велосипедистов. Большинство проблем возникает в контрольных городах. В ответ ACP ввела новую систему «предварительной регистрации», которая отпугивала велосипедистов, несерьезно относящихся к участию в мероприятии, но это также фактически означало два года обязательных квалификационных бреветов для всех участников вместо одного сезона. Положительным моментом является ощутимая выгода от новой двухлетней системы регистрации: чем продолжительнее мероприятие в году до ПБП, тем больше у него возможностей выбрать стартовую волну. (Финишёры 1000 км / 1200 км получают первый выбор; финишёры 600 км получают второй выбор; 400 км – третий и т.д. …)

Заглядывая в будущее, можно сказать, что управление продолжающейся популярностью ПБП, вероятно, станет самой большой проблемой, стоящей перед мероприятием. Наряду с небольшими размерами клуба организаторов и его стареющим составом, наличие тысяч недосыпающих велосипедистов на открытой дороге – это не то, с чем местные власти хотят иметь дело. (Количество госпитализаций в городах, расположенных вдоль маршрута, определенно увеличится во время ПБП.) Получение разрешений на использование дорог останется проблемой, равно как и обращение с таким большим количеством частных транспортных средств поддержки. Поскольку это, наконец, произошло в 2019 году, вполне вероятно, что в будущих мероприятиях будет установлено жесткое ограничение на количество участников. И, учитывая толпы велосипедистов на контрольно-пропускных пунктах, это, вероятно, хорошо – по крайней мере, для тех, кто успешно проехал.

В августе 2023 года ACP проведет 20-е мероприятие ПБП Рандоннёр. Создавайте славную историю решительных велосипедистов, осмелившихся добраться из Парижа в Брест и обратно как можно быстрее. Безусловно, с годами в ПБП произошли некоторые изменения, но это не должно вызывать особого удивления – наш современный мир тоже сильно изменился с 1891 года. Тем не менее, вызовы, с которыми сталкиваются сегодняшние рандоннёры в ПБП, остаются вечными, отсюда его необычайная привлекательность и легендарный статус. Чего не позволяет этот короткий промежуток, так это бесчисленных историй о храбрости, горе и триумфе, которые исходят от гонщиков и рандоннёров на каждом этапе ПБП. Этот богатый гобелен человеческих усилий – вот что придаёт ПБП непреходящую загадочность. Не заблуждайтесь: ПБП определенно суровый велопробег и не для робких.


Да здравствует Париж-Брест-Париж Рандоннёр!


Источники:
Результаты ПБП 1981-2019
Перевод брошюры ПБП-2019

map.jpg